Современное состояние и перспективы развития школьного туризма немыслимы
без широкого привлечения к процессу обучения и проведению массовых
туристско-экскурсионных мероприятий самих учащихся. Действенными помощниками
взрослым руководителям в этой работе могут и должны стать младшие инструкторы -
боевые активисты туристскою движения в школах, а в последующем - на
предприятиях, в колхозах и учебных заведениях.
Младший инструктор, в полной мере владея знаниями и навыками туриста-участника
и помощника руководителя похода, отличается от них особыми качествами - умением
организовать, методически правильно построить и доходчиво провести занятие по
программе обучения туризму, т.е. должен обладать определенными педагогическими
навыками.
Руководить кружками младших инструкторов могут преподаватели, руководители
туристских кружков Домов пионеров и школьников и туристы-общественники, имеющие
звание инструктора туризма.
Кружки младших инструкторов рекомендуется комплектовать из числа учащихся, либо
прошедших всю двухгодичную программу видовой туристской подготовки, либо
занимавшихся по ней в течение одного года, при условии наличия достаточного
туристского опыта и организаторских способностей. Особенно желательно
привлекать в кружки юношей и девушек, склонных к преподавательской деятельности
и мечтающих связать с ней свою судьбу.
В связи с привлечением в кружки младших инструкторов учащихся с различной
степенью туристской подготовки освоение настоящей программы рассчитано на 144
часа или на 216 часов.
Учебный план и программа состоят из трех разделов.
В 1-й - "Общие положения" - включены темы, отработка которых будет
способствовать накоплению и углублению туристских знаний будущими вожаками
школьного туризма. Среди этих тем главное внимание отводится вопросам идеологического
воспитания школьников средствами туризма, истории развития и современной
организации туризма в СССР, в том числе и школьного туризма, системе
организации туристской работы в общеобразовательных школах и внешкольных
учреждениях и др.
Наиболее важными в формировании будущих младших инструкторов как юных учителей
и в обретении ими необходимых инструкторско-методических навыков являются
последующие два раздела.
2-й раздел - "Учебная и воспитательная работа" - призван познакомить
кружковцев с основами советской педагогики и использовании их в обучении
туризму, с формами и методами учебной и воспитательной работы в школьном
туризме, а также дать необходимые навыки в умении подготавливаться н занятиям и
др.
Хотя первый и второй разделы направлены на расширение кругозора кружковцев,
преподаватель, проводя занятия, должен, тем не менее, обращать внимание на
методические рекомендации, которыми кружковцы могли бы воспользоваться в своей
будущей инструкторской практике при проведении занятий по этим темам.
Особая роль отводится 3-му разделу, главная направленность которого заключается
в привитии и закреплении основ методических навыков в проведении занятий.
В практике подготовки младших инструкторов нередко наблюдается одна ошибка: при
их обучении, как правило, ограничиваются повторным раскрытием фактологической
стороны изучаемой темы. Например, на занятиях по теме "Снаряжение для
лыжного похода" руководитель кружка вновь перечисляет необходимое
общественное и личное снаряжение, приводит их характеристики, рекомендации по
доработке промышленных образцов, изготовлению самоделок и т. д. Ученикам же,
занимающимся в кружке младших инструкторов, нужно другое: их нужно научить
готовиться и проводить занятия. Цели этой можно достичь только в том случае,
если темы третьего раздела будут отрабатываться по методике "учить умению
обучать".
Это следует понимать так. Вначале необходимо обучить слушателей умению
подготавливаться к занятиям. Объем и последовательность этой работы подробно
раскрываются в теме "Подготовка младшего инструктора к занятиям".
Завершающим этапом подготовки инструктора к занятиям является составление
плана-конспекта или тезисов лекции. Руководитель на конкретной теме программы
показывает весь ход подготовки к занятиям, обращая особое внимание на умение
выбрать основные учебные вопросы темы, четко сформулировать учебные цели,
правильно распределить время, определить целесообразные методические приемы
обучения, а также показать различные формы и степень подробности
планов-конспектов. В результате этих занятий слушатели кружка должны уяснить
последовательность подготовки к занятию и составить план-конспект.
Завершая занятие, преподаватель обязывает слушателей самостоятельно подготовить
план-конспект по одной из тем третьего раздела программы.